среда, 12 января 2011 г.

Иранская политика: кто ее формирует?

Весь"цивилизованный" западный мир ( США, Германии, Франции, Великобритании) считает Президента Ирана Махмуда Ахмадинежада - "хозяином" своей страны. На одной параллели с ним стоят  Ким Чен Ир (Северная Корея), Уго Чавес (Венесуэла), Александр Лукашенко (Беларусь). Однако, если разобраться в государственной модели Ирана, картина вырисовывается довольно неоднозначная. А не правильная трактовка основополагающих моментов может дать искаженный анализ прогнозируемого  будущего Ирана, а так же его  внутренней и внешней политики в мире.


Насколько же всемогущ иранский лидер?

Иран представляет собой уникальную модель государственного устройства, которая удачно сочетает элементы демократии и теократии. При этом Иран все же в первую очередь идеологическая держава, где вся полнота власти принадлежит духовенству. За время, прошедшее после исламской революции, муллам удалось выстроить в стране четкую властную вертикаль, состоящую из четырех уровней:
1. Верховная власть в стране принадлежит Рахбару (в переводе с персидского «Вождь»). Он обязательно носит титул Аяталла (отражение Бога), считается главным мусульманским законоведом, избирается пожизненно и контролирует как духовную, так и светскую власть. В компетенцию Рахбара входит:
- Признание или непризнание президентских выборов.
- Назначение или отставка президента.
- Объявление войны или заключение мира.
- Руководство работой правительства в стратегических вопросах.
- Формирование внешней политики страны.
- Назначение судей.

Сейчас Ираном правит Рахбар по имени Сайед Али Хаменеи. Помогает ему в этом Совет мудрецов, состоящий из 96 шариатских законоведов. Этот орган избирается путем прямого всеобщего голосования каждые восемь лет. Именно Совет мудрецов выбирает Рахбара, он также имеет право сместить его. Кроме того, он может менять Конституцию. Имеется еще Совет хранителей Конституции. Этот орган состоящий из 12 богословов, полностью контролирует исполнительную власть. Он проверяет все законы на соответствие конституции и нормам ислама и, соответственно, может их отменять. Именно Рахбар, Совет мудрецов и Совет хранителей Конституции являются полноправными правителями Ирана.
2. Президент страны находится даже не во втором эшелоне – он пребывает только на третьем уровне властной вертикали. Над ним довлеет еще власть Высшего совета национальной безопасности, Совета по особым операциям, Совета по политике реконструкции и Совета по культурной революции.
3. Президент Ирана является всего лишь высшим административным и хозяйственным руководителем государства. Он, как правило, стоит во главе кабинета министров. Национальный парламент (меджлис) принимает законы о налогах, об иностранных инвестициях, выражает доверие или недоверие правительству.
4. И, наконец, четвертую, самую низшую, ступень государственной иерархии составляют министры и подчиненные им чиновники более низкого ранга.

Как видим, система политической власти в исламском Иране достаточно сложна, и в ней на долю президента остаются, в основном, только представительские функции и, как ни странно, экономика.

Что же стало меняться с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада?

Эксперты Академии трейдинга Masterforex-V обращают внимание на следующие изменения:
• Главное, впервые после исламской революции этот пост занял не представитель духовенства и даже не выходец из семьи муллы, а сын простого кузнеца.
• Ахмадинижад, в отличие от многочисленных духовных особ, в глазах простого иранца кажется своим и понятным.
• Он поднял пенсии, сохранил все социальные пособия и программы, стал ежемесячно выплачивать так называемую природную ренту (около 80 долларов США) самым бедным жителям страны.
• Президент не сидит в богатом Тегеране, а регулярно ездит с министрами по стране.
• Несмотря на это, за первый четырехлетний срок правления Махмуда Ахмадинежада экономическая обстановка внутри Ирана оставалось очень тяжелой. К июню 2009 г. (президентским выборам) инфляция в Иране составила 23,6%, а рост потребительских цен колебался на уровне 15% в год. За чертой бедности находилось от 14 до 25 млн. человек. Доходы самой богатой части населения в 15,5 раз превосходили доходы беднейшей его части, то есть социальное расслоение в исламской республике не только имеет место, а еще и увеличивается.
• Переизбравшись летом 2009 года на второй президентский срок, М. Ахмадинежад инициировал проведение крупных экономических реформ - приватизационной, банковской, инвестиционной. Но они пока что так и не вступили в активную фазу.
• В последнее время благодаря скачку цен на нефть экономика Ирана начала демонстрировать незначительный рост. Наметилась положительная динамика роста основных макроэкономических показателей. Однако, по мнению экспертов, данный тренд никак не связан с экономической политикой президента и правительства.
• В течение 2009 – 2010 годов М. Ахмадинежад полностью сменил высший руководящий состав крупнейших государственных компаний, передал значительные активы наиболее известных банков в руки мелких фондов, снизил процент банковской ставки, увеличил импортные пошлины, изменил правила приватизации.
• Борьба с безработицей (ее уровень в Иране – один из самых высоких в мире) пока что не приносит никаких результатов.
• Коррупция в экономическом секторе, несмотря на все обещания президента ее побороть, остается непобежденной.
• Инвестиционный климат в Иране при М. Ахмадинежаде оставляет желать лучшего. Если после реформ правительства С.М. Хатами (принятие в 2003 году закона о поощрении и защите иностранных инвестиций) иностранный капитал буквально хлынул в иранскую экономику, то после 2005 года и избрания М. Ахмадинежада президентом, деньги потекли в обратном направлении – прочь из Ирана. Дело в том, что международная напряженность, возникшая вокруг иранского ядерного досье, а также введение санкций против страны, очень испугали как внутренних, так и внешних инвесторов.

Вообще политическая система современного Ирана настолько запутана, что очень сложно бывает разобраться, где чья заслуга и где чья вина. Соответственно, сложно кому-то приписать успехи или неудачи. Нынешний президент, безусловно, хочет казаться великим реформатором, но на деле это далеко не всегда у него получается. Ахмадинежад прославился на весь мир своими громкими демаршами и заявлениями, притом, что внешнеполитический курс государства определяет далеко не он один. Все-таки, говоря об Иране, никогда не стоит забывать, что президент в этой стране всего лишь самая известная фигура.

Эксперты Академии биржевой торговли Masterforex-V и редакция журнала "Биржевой лидер" предлагает опрос: как Вы полагаете: действительно ли М. Ахмадинежад предпринимает какие-то самостоятельные шаги?
• Да, это светский лидер нового типа, каких еще не знала новейшая история Ирана.
• Нет, он полностью выражает волю высшего духовенства.
• В экономике – возможно, но никак не во внешней политике.
Подробнее..
Источник:"Биржевой лидер"
http://profi-forex.org/news/entry1008062140.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий