Насколько же всемогущ иранский лидер?
Иран представляет собой уникальную модель государственного устройства, которая удачно сочетает элементы демократии и теократии. При этом Иран все же в первую очередь идеологическая держава, где вся полнота власти принадлежит духовенству. За время, прошедшее после исламской революции, муллам удалось выстроить в стране четкую властную вертикаль, состоящую из четырех уровней:
1. Верховная власть в стране принадлежит Рахбару (в переводе с персидского «Вождь»). Он обязательно носит титул Аяталла (отражение Бога), считается главным мусульманским законоведом, избирается пожизненно и контролирует как духовную, так и светскую власть. В компетенцию Рахбара входит:
- Признание или непризнание президентских выборов.
- Назначение или отставка президента.
- Объявление войны или заключение мира.
- Руководство работой правительства в стратегических вопросах.
- Формирование внешней политики страны.
- Назначение судей.

2. Президент страны находится даже не во втором эшелоне – он пребывает только на третьем уровне властной вертикали. Над ним довлеет еще власть Высшего совета национальной безопасности, Совета по особым операциям, Совета по политике реконструкции и Совета по культурной революции.
3. Президент Ирана является всего лишь высшим административным и хозяйственным руководителем государства. Он, как правило, стоит во главе кабинета министров. Национальный парламент (меджлис) принимает законы о налогах, об иностранных инвестициях, выражает доверие или недоверие правительству.
4. И, наконец, четвертую, самую низшую, ступень государственной иерархии составляют министры и подчиненные им чиновники более низкого ранга.
Как видим, система политической власти в исламском Иране достаточно сложна, и в ней на долю президента остаются, в основном, только представительские функции и, как ни странно, экономика.
Что же стало меняться с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада?
Эксперты Академии трейдинга Masterforex-V обращают внимание на следующие изменения:
• Главное, впервые после исламской революции этот пост занял не представитель духовенства и даже не выходец из семьи муллы, а сын простого кузнеца.
• Ахмадинижад, в отличие от многочисленных духовных особ, в глазах простого иранца кажется своим и понятным.
• Он поднял пенсии, сохранил все социальные пособия и программы, стал ежемесячно выплачивать так называемую природную ренту (около 80 долларов США) самым бедным жителям страны.
• Президент не сидит в богатом Тегеране, а регулярно ездит с министрами по стране.
• Несмотря на это, за первый четырехлетний срок правления Махмуда Ахмадинежада экономическая обстановка внутри Ирана оставалось очень тяжелой. К июню 2009 г. (президентским выборам) инфляция в Иране составила 23,6%, а рост потребительских цен колебался на уровне 15% в год. За чертой бедности находилось от 14 до 25 млн. человек. Доходы самой богатой части населения в 15,5 раз превосходили доходы беднейшей его части, то есть социальное расслоение в исламской республике не только имеет место, а еще и увеличивается.
• Переизбравшись летом 2009 года на второй президентский срок, М. Ахмадинежад инициировал проведение крупных экономических реформ - приватизационной, банковской, инвестиционной. Но они пока что так и не вступили в активную фазу.
• В последнее время благодаря скачку цен на нефть экономика Ирана начала демонстрировать незначительный рост. Наметилась положительная динамика роста основных макроэкономических показателей. Однако, по мнению экспертов, данный тренд никак не связан с экономической политикой президента и правительства.
• В течение 2009 – 2010 годов М. Ахмадинежад полностью сменил высший руководящий состав крупнейших государственных компаний, передал значительные активы наиболее известных банков в руки мелких фондов, снизил процент банковской ставки, увеличил импортные пошлины, изменил правила приватизации.
• Борьба с безработицей (ее уровень в Иране – один из самых высоких в мире) пока что не приносит никаких результатов.
• Коррупция в экономическом секторе, несмотря на все обещания президента ее побороть, остается непобежденной.
• Инвестиционный климат в Иране при М. Ахмадинежаде оставляет желать лучшего. Если после реформ правительства С.М. Хатами (принятие в 2003 году закона о поощрении и защите иностранных инвестиций) иностранный капитал буквально хлынул в иранскую экономику, то после 2005 года и избрания М. Ахмадинежада президентом, деньги потекли в обратном направлении – прочь из Ирана. Дело в том, что международная напряженность, возникшая вокруг иранского ядерного досье, а также введение санкций против страны, очень испугали как внутренних, так и внешних инвесторов.
Вообще политическая система современного Ирана настолько запутана, что очень сложно бывает разобраться, где чья заслуга и где чья вина. Соответственно, сложно кому-то приписать успехи или неудачи. Нынешний президент, безусловно, хочет казаться великим реформатором, но на деле это далеко не всегда у него получается. Ахмадинежад прославился на весь мир своими громкими демаршами и заявлениями, притом, что внешнеполитический курс государства определяет далеко не он один. Все-таки, говоря об Иране, никогда не стоит забывать, что президент в этой стране всего лишь самая известная фигура.
Эксперты Академии биржевой торговли Masterforex-V и редакция журнала "Биржевой лидер" предлагает опрос: как Вы полагаете: действительно ли М. Ахмадинежад предпринимает какие-то самостоятельные шаги?
• Да, это светский лидер нового типа, каких еще не знала новейшая история Ирана.
• Нет, он полностью выражает волю высшего духовенства.
• В экономике – возможно, но никак не во внешней политике.
Подробнее..
Источник:"Биржевой лидер"
http://profi-forex.org/news/entry1008062140.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий